Круглый стол Высокого Уровня: Социально-экономические последствия миграции: уязвимость мигрантов и потребности интеграции в Центральной Азии

 

26 февраля в Астане прошел Круглый стол Высокого Уровня на тему «Социально-экономические последствия миграции: уязвимость мигрантов и потребности интеграции в Центральной Азии», организованныйсовместно Международной Организация по Миграциии Библиотекой Первого Президента Республики Казахстан. На встрече приняли  участие представители государственных учреждений, гражданского общества и религиозных общин Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, а также международные эксперты и организации. Целью встречи было укрепление потенциала участвующих правительственных и неправительственных сторон в сфере разрешения сложных проблем, связанных с неурегулированной миграцией, трудовой миграцией, торговлей людьми и правами мигрантов в Центральной Азии и регионе в целом путем обмена передовым опытом, анализа новых тенденций, выявления пробелов и предоставления рекомендаций.

Мероприятие организовано в рамках программы МОМ «Реагирование на смешанные миграционные потоки в Центральной Азии путем наращивания потенциала» Фаза 2 (2015-2016), финансируемой Правительством США (БНБМ-НММ).

Тема обсуждения Круглого стола было «Социально-экономические последствия миграции: уязвимость мигрантов и потребности интеграции в Центральной Азии», также на сессиях обсуждались такие вопросы как:

  • Влияние трудовой миграции на экономику, общества и окружающую среду в Центральной Азии и в целом регионе: поиск решения ключевых проблем

Трудовая миграция оказала смешанное влияние на страны происхождения в Центральной Азии и на регион в целом. С одной стороны она стимулировала местное развитие и послужила инструментом балансирования потребностей трудящихся мигрантов, содействуя в решении таких вопросов, как безработица среди молодежи, низкий уровень заработной платы и ограниченное предложение рабочих мест. Тем не менее, в долгосрочной перспективе, масштабная эмиграция может иногда приводить к  негативным последствиям, привнося нагрузку на  семьи, местные общины и более широкие регионы. Новые вызовы возникли в результате последствий экономического кризиса, охватившего страны назначения, особенно в связи с девальвацией, снижающей уровень денежных переводов, и в связи с применением запрета на повторный въезд неурегулированным мигрантам.

В ходе сессиибыли представлены национальные, а также местные перспективы на проблемы, стоящие перед возвращающимся мигрантам и общинами представителями государств Центральной Азии, а также сообществами и религиозными лидерами.

  • Факторы и последствия трудовой миграции внутри и за пределами Центральной Азии: основные выводы полевых исследований МОМ в Центральной Азии и мнение национальных экспертов

Сессия основывается на предыдущих и текущих отчетах МОМ, в частности по материалам отчета «Картирование неурегулированной миграции в Центральной Азии 2014» http://www.iom.kz/publications и «TajikMigrants with Re-entry bans to RussianFederation 2014» http://publications.iom.int/system/files/pdf/tajik_migrants_report_15jan.pdf,  а также на полевой оценке мигрантов с запретом на повторный въезд, проведенной  в августе 2015 года) и  на  предварительных результатах работы национальных экспертов, изучающих уязвимость возвращающихся мигрантов.

Обсуждаемые темы включили масштаб и характеристики урегулированных и неурегулированных миграционных потоков, последствия расширения Евразийского экономического союза и введения запретов на повторный въезд, возможности реинтеграции возвращающихся мигрантов на местные рынки труда и сообществ, кризисные сценарии и источники радикализма и экстремизма среди мигрантов в Центральной Азии и пути решения проблем.

  • Региональные и национальные перспективы урегулирования миграции: последние реформы и области потребностей

Участники сессии признали, что надлежащее урегулирование миграционных потоков требует дальнейшего совершенствования механизмов для сбора, обработки и анализа статистических данных о миграции, а также совершенствование механизмов координации между всеми заинтересованными государственными органами. С этой точки зрения, сессия рассмотрела важные вопросы, как: управление миграции, как ключевая область в рамках национальных стратегий развития и программ регионального сотрудничества, в соответствии с Алматинским Процессом; Законодательные и институциональные реформы и более тесная межведомственное координация в таких областях, как: содействие иммиграции приоритетных групп, упорядочение местных сезонных трансграничных потоков, борьба против торговли людьми и борьба с угрозами безопасности; поиск инновационных подходов в сфере регулирования вопросов миграции, которая остается главным приоритетом для большинства стран, таких как поддержание связей с диаспорой, борьба с мошенничеством и злоупотреблением прав трудящихся-мигрантов и информирование собственных граждан о рисках и возможностях, связанных с работой за границей. Возвратная миграция акцентирует связь между трудовой миграцией и местным и национальным развитием региона. В таком контексте, последствия для человеческого развития трудовой миграции и денежных переводов из Российской Федерации, Казахстана, Кыргызской Республики, Таджикистана и Узбекистана должны находиться в центре национальной политики и программах развития, а также в ПовесткеУстойчивого Развития, а такжезащитные меры по улучшению благосостояния мигрантов, обеспечения качества медицинских и социальных услуг, а также улучшения навыков мигрантов путем профессионального образования.

Сессия предоставила возможность представить национальные перспективы и взгляды для наилучшего разрешения вопросов, возникающих в связи с возвратной миграции, с участием национальных экспертов, доклады которыхраскрыли последние изменения политики государств, с изложением задач, стоящих перед политиками.

Управление миграцией становится все более важной областью политики, как показывают национальные стратегии развития и программы регионального сотрудничества, среди которых недавним примером является Алматинский процесс. Законодательные и институциональные реформы привели к более тесной межведомственной координации в таких областях, как: содействие иммиграции приоритетных групп, регулирование сезонных и местных трансграничных перемещений, поиск решения вопроса торговли людьми и борьбы с угрозами безопасности.

Регулирование эмиграции остается главным приоритетом в большинстве стран региона, требуя инновационных подходов, таких как поддержание связей с диаспорой, противодействие мошенничеству и нарушению прав трудящихся-мигрантов и информирование собственных граждан о рисках и возможностях, связанных с работой за рубежом. В то же время, разработка набора инструментов для продвижения хорошо управляемой трудовой иммиграции, которая помогла бы удовлетворить местные и национальные потребности, была включена в повестку дня ряда государств. Страны-участницы признают, что надлежащее регулирование миграционных потоков требует дальнейшего совершенствования механизмов для сбора, обработки и анализа статистических данных о миграции, а также механизмов координации между всеми участвующими государственными органами.

Возвратная миграция подчеркивает связь между трудовой миграцией и местным и национальным развитием. Долгосрочные решения необходимы, для того чтобы обеспечить упорядоченное управление трудовой миграции в пользу всех заинтересованных сторон: трудящихся-мигрантов, стран происхождения и назначения, а также чтобы способствовать общему социально-экономическому развитию в более широком регионе. Последствия человеческого развития трудовой миграции и денежных переводов между Российской Федерациeй, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан должны быть в центре национальных стратегий и программы развития и Повестки Дня Устойчивого Развития. Обеспечение мер социальной защиты, чтобы улучшить благосостояние мигрантов, может принести пользу как странам происхождения, так и назначения. Таким образом, расширение сотрудничества в области трансграничного перемещения людей, товаров и услуг должно быть дополнительно изучено и распространено. Существует множество возможностей для поддержки трудящихся-мигрантов и членов их семей, например, путем предоставления качественных медицинских и социальных услуг, формирования навыков мигрантов через профессиональное обучение.

Сессия предоставила возможность поделиться национальными взглядами о лучших способах реагирования на вопросы, возникающие в связи с возвратной миграциeй. Она включает презентации национальных экспертов, освещающие последние  направления политики в государствах-участниках, излагая задачи, стоящие перед политиками, принимающими решения в области миграции.

  • Защита прав мигрантов

Сессия основывается на: Специальные доклады: «О ситуации с правами мигрантов в Республике Казахстан - 2014»и «Актуальные проблемы защиты прав человека в сфере противодействия торговле людьми в Республике Казахстан -2015»(Национальная Комиссия по правам человека при Президенте РК / МОМ Казахстан)http://www.iom.kz/publications

Сессия была сосредоточена на существующих правовых нормах для контроля, регулирования и направления государственными представителями,результатом работы которых являются межгосударственные отношения, переговоры и практики, закрепленные в общих документах и многосторонних и двусторонних договорах, а также в документах, ставших частью международного права. Эти нормы являются основой для совместного управления миграцией и отражают, в первую очередь, интересы государств и их граждан, а также межгосударственные отношения. Признание прав мигрантов и необходимость укрепления и защиты прав мигрантовбыли закреплены в учредительных документах МОМ с момента основания Организации. Конституция МОМ и определенные решения Совета обеспечивают основу для участия МОМ в развитии Международного Миграционного Права (ММП) в сфере всеобъемлющих рамок управления миграцией.

 

Скачать дополнительные материалы Круглый стол Высокого Уровня

 

  1. http://www.inform.kz/kaz/article/2875151
  2. http://businessnews.kz/2016/02/zhyl-sajyn-kazakstan-economicasy-enbec-migranttarynyn-esebinen-1-1-mlrd-tenge-tabys-tabady/
  3. http://www.government.kz/kz/novosti/31089-aza-standa-100-den-astam-memleketten-kelgen-bilikti-mamandar-yzmet-etedi-birzhan-n-rymbetov.html
  4. http://presidentlibrary.kz/?p=7098&lang=ru
  5. http://presidentlibrary.kz/?p=7098
  6. http://thenews.kz/2016/02/26/1900345.html
  7. http://zpress.kg/%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD-%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD-%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD/
  8. http://astanazan.kz/novosti/item/9488-chislo-nelegalnykh-trudovykh-migrantov-v-kazakhstane-ne-umenshaetsya-a-sarbasov.html
  9. http://www.iom.kz/ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/191-roundtable-high-level-rus
  10. http://pda.mzsr.gov.kz/content/%D0%B2-
  11. http://thenews.kz/2016/02/26/1900389.html
  12. http://tantv.kz/novosti/obschestvo_/kak_v_kazahstane_budut_borotsya_
  13. http://russian.peopledaily.com.cn/n3/2016/0227/c31519-9022360.html
  14. http://www.orinfo.ru/kz/106424/v-kazakhstan-rabotat-priezzhayut-spetsialisty-iz-bolee-100-stran-mira-b-nurymbetov
  15. http://meta.kz/novosti/kazakhstan/1041432-nelegalnye-trudovye-migranty-ezhegodno-uvozyat-iz-kazahstana-5-7-mlrd-bnurymbetov.html
  16. http://meta.kz/novosti/kazakhstan/1041428-mzsr-rk-neobhodimo-usilit-mezhgossotrudnichestva-v-sfere-trudovoy-migracii.html
  17. https://www.kt.kz/rus/society/do_7_mlrd_ezhegodno_vivozjat_nelegaljnie_trudovie_migranti_iz_kazahstana_1153617357.html
  18. http://dknews.kz/do-7-mlrd-vy-vozyat-nelegal-ny-e-trudovy-e-migranty-iz-kazahstana-ezhegodno/
  19. http://mk-kz.kz/articles/2016/02/26/ezhegodno-kazakhstanskaya-teryaet-57-milliardov-dollarov-po-vine-nelegalov.html
  20. http://forbes.kz/news/2016/02/26/newsid_106985
  21. http://easttime.ru/news/kazakhstan/trudovye-migranty-nelegalno-vyvozyat-iz-kazakhstana-7-milliardov-dollarov-v-god/1091
  22. http://365info.kz/2016/02/nelegalnye-migranty-obhodyatsya-kazahstanu-v-5-7-mlrd-dollarov-nurymbetov/
  23. http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1456716180
  24. https://strategy2050.kz/ru/news/32439/
  25. https://strategy2050.kz/news/32439/
  26. http://atameken.info/articles/Kazahstan-uprostil-procedury-trudoustroystva-inostrancev
  27. https://zonakz.net:8443/view-v-kazakhstane-utverzhdeny-kvoty-na-privlechenie-inostrannojj-rabochejj-sily-dlja-prioritetnykh-proektov.html
  28. http://www.inform.kz/rus/article/2875149
  29. http://bnews.kz/ru/news/obshchestvo/v_astane_obsudili_voprosi_migratsii_i_zashchiti_bezhentsev_v_tsentralnoi_azii-2016_02_26-1259286
  30. http://bnews.kz/kz/news/obshchestvo/kazakstanda_30_minga_tarta_migrant_resmi_turde_enbek_etedi-2014_12_18-1155581
  31. https://primeminister.kz/news/show/26/zamglavy-mzsr-rk-otmechaet-neobhodimost-usilenija-mezhgossotrudnichestva-v-sfere-trudovoj-migratsii/26-02-2016?lang=ru
  32. http://www.zakon.kz/4777380-mzsr-rk-neobkhodimo-usilit.html
  33. http://www.profinance.kz/news/work/mezhgossotrudnichestvo_v_sfere_t
  34. http://www.kt.kz/rus/economy/kazahstan_ustanovil_kvotu_na_privlechenie_kvalificirovannih_trudovih_migrantov_v_2016_godu_1153617365.html
  35. http://www.newstaraz.kz/kazahstan-zainteresovan-v-privlechenii-trudovyih-migrantov-tolko-po-kvote/
  36. http://today.kz/news/ekonomika/2016-02-26/710832-kazahstan-zainteresovan-v-privlechenii-trudovyih-migrantov-tolko-po-kvote/
  37. http://kazakhstan.shafaqna.com/RU/KZ/49868
  38. http://newtimes.kz/politika/item/27467-zamglavy-mzsr-rk-otmechaet-neobkhodimost-usileniya-mezhgossotrudnichestva-v-sfere-trudovoj-migratsii
  39. http://www.inform.kz/rus/article/2875161
  40. https://lsm.kz/trudovye-migranty-vyvozyat-iz-kazahstana-do-7-mlrd-ezhegodno
  41. http://www.mzsr.gov.kz/kk/content/
  42. http://www.mzsr.gov.kz/ru/node/334813
  43. http://www.zakon.kz/4777395-v-astane-obsudili-voprosy-migracii-i.html
  44. http://212.154.160.250/rus/article/2875166
  45. http://212.154.160.250/rus/article/2875104
  46. http://www.inform.kz/rus/article/2875164

Чем мы занимаемся: