Третья встреча высших должностных лиц (ВВДЛ) Алматинского процесса, 19–20 сентября 2016 г., Астана, Казахстан

Скачать Пресс-релиз и дополнительные материалы

 

 

 

 

Тема встречи: «Реагирование на смешанные миграционные потоки в Центральной Азии: мобильность населения, права уязвимых категорий мигрантов и беженцев и региональное сотрудничество».

Организаторами выступили Председатель Алматинского процесса, Республика Казахстан,  совместно с Международной Организацией по Миграции, а также в тесном сотрудничестве с Библиотекой Первого Президента Республики Казахстан (Назарбаев Центром) и УВКБ ОНН. Мероприятие проводилось в рамках программы МОМ «Реагирование на смешанные миграционные потоки в Центральной Азии путем наращивания потенциала», финансируемой Правительством США (БНБМ США).

В работе встречи приняли участие национальные координаторы и высшие должностные лица государств-членов и государств-наблюдателей, в том числе Исламская Республики Афганистан, Азербайджанская Республика, Китайская Народная Республика, Исламская Республика Иран, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Исламская Республика Пакистан, Республика Таджикистан, Турецкая Республика и Туркменистан, а также представители Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) и Международной организации по миграции (МОМ), агентств ООН, других международных организаций и заинтересованных сторон.

Цель Встречи высших должностных лиц (ВВДЛ)

Целью Третьей встречи высших должностных лиц (ВВДЛ) Алматинского процесса стало укрепление потенциала государств-участников в поиске решений сложных проблем, связанных со смешанными миграционными потоками в Центральной Азии и регионе в целом, через обмен передовым опытом, анализ возникающих тенденций, выявление пробелов, выработку рекомендаций и предложение практических решений. В ходе встречи были также рассмотрены возможные решения для беженцев в Центральной Азии с обсуждением существующего потенциала, проблем и передовых примеров из международной практики, с помощью которых можно обеспечить соблюдение прав беженцев. Кроме того, в ходе встречи были подведены итоги и согласованы дальнейшие действия в Алматинском процессе под председательством Кыргызской Республики.

Основной задачей встречи было оказание поддержки Государствам в решении комплексных проблем, связанных со смешанными, сложными миграционными потоками в направлении стран Центральной Азии и региона в целом, внутри них и за их пределы, через укрепление регионального сотрудничества в управлении миграцией и обеспечении соблюдения прав уязвимых мигрантов и беженцев.

Для достижения этого было решено:

  • исследовать движущие силы мобильности населения (трудовой и неурегулированной миграции) в Центральной Азии и регионе в целом и обсудить, как такие сложные вызовы как социально-экономическая и культурная интеграция мигрантов, устранение уязвимости мигрантов к эксплуатации, механизмы защиты их прав, денежные переводы и т.п. могут повлиять на экономику, общество и окружающую среду;
  • рассмотреть прямой эффект и долгосрочные последствия запрета на повторный въезд трудящимся-мигрантам в Российскую Федерацию, а также влияние расширения Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и представить рекомендации по устранению недостатков и поиску решений на вызовы, связанные с мобильностью людей в Центральной Азии и в регионе в целом;
  • представить и проанализировать примеры передового опыта управления миграцией, включая обзор административных, законодательных и оперативных мер с признанием взаимосвязи между миграцией и развитием. В частности, в центр обсуждения будет вынесен передовой опыт (а) регулирования рынков труда в целях упрощения иммиграции приоритетных категорий населения (высококвалифицированных мигрантов, работников востребованных специальностей); (б) создания законных возможностей для сезонной работы и трансграничной торговли с пересмотром существующих процедур выдачи разрешений на работу и (в) использования денежных переводов на благо развития;
  • выявить недостатки в механизмах защиты прав трудящихся-мигрантов исходя из положений международного права и стандартов и предложить решения для улучшения (а) подготовки эмигрантов и возвращающихся мигрантов к интеграции в принимающее общество, а также ре-интеграции беженцев на рынок труда; (б) защиты трудовых прав и прав на социальное обеспечение мигрантов и (в) соблюдения работодателями правил найма иностранной рабочей силы;
  • усилить  систему международной защиты беженцев путем идентификации лиц, ищущих убежища на границах;
  • обменяться передовым опытом в области противодействия незаконному ввозу мигрантов и торговле людьми в страны Центральной Азии и региона в целом, внутри их границ и из этих стран;
  • рассмотреть возможности для усиления регионального сотрудничества между соответствующими ведомствами стран Центральной Азии и региона в целом в целях содействия развитию межгосударственных механизмов по координации эффективных ответных мер, что позволит более предсказуемо управлять смешанными миграционными потоками;
  • подробно остановиться на влиянии и последствиях массового вынужденного переселения гражданского населения, международного терроризма, незаконного оборота наркотиков и оружия, экологических катастроф, кризисов в области здравоохранения, которые представляют прямую угрозу безопасности людей и могут вынудить чрезвычайно уязвимые категории населения отправиться за границу в поисках защиты. Такие миграционные потоки описывают понятием смешанной миграции, в рамках которой лица с различными мотивами и намерениями перемещаются по одним и тем же маршрутам, используя одни и те же виды транспорта.

 

Мобильность населения, права уязвимых категорий мигрантов и беженцев и региональное сотрудничество в Центральной Азии

По мере того, как страны Центральной Азии постепенно переходят из категории стран исключительно происхождения мигрантов в категорию стран транзита и назначения для мигрантов из других частей региона и для граждан третьих стран, в государствах региона возникает необходимость выработать долгосрочную миграционную политику, направленную на удовлетворение их потребностей в развитии и защиту прав мигрантов. Если некоторые составляющие управления миграцией уже были внедрены в практику (улучшенный пограничный контроль, меры по оказанию помощи определенным категориям мигрантов), то другие элементы этого процесса либо пока отсутствуют (возвращение и реадмиссия), либо применяются только к ограниченному числу определенных групп населения, таким как члены этнических диаспор (ре-интеграция). Многие из государств-участников в своих стратегиях развития уже признали, насколько важна взаимосвязь между миграцией и долгосрочными перспективами для общин на местах и для национальных экономик в целом. Однако, для использования потенциала мигрантов на благо развития потребуется применение более широкого подхода, учитывающего положительную роль транснациональных сетей контактов, связывающих мигрантов с их родными сообществами и создающих благоприятные условия для передачи навыков, знаний и денежных средств мигрантов.

Значение иммиграционного и пограничного контроля для отслеживания миграционных потоков: Для адекватного реагирования на миграционные потоки необходимо регистрировать все случаи пересечения границ с выяснением настоящей цели въезда и классификацией каждого трансграничного перемещения по виду (включая транзит, местную, циркулярную или сезонную миграцию). Анализ имеющихся официальных данных дает основания полагать, что имеются значительные недостатки в контроле передвижения через границы на пограничных пунктах, особенно на сухопутной границе. На некоторых границах въезд граждан СНГ учитывается не во всех случаях: особенно недостаточно данных о повторяющихся въездах местных жителей. Таким образом, улучшения в степени защиты и надежности документов (и последующее внедрение систем автоматической проверки) вместе с контролем перехода через границу местным населением, проживающим в приграничных районах, являются критически важными задачами для стран региона. Надлежащее соблюдение режимов пересечения границ также обусловлено увеличением штата пограничной службы и обучения ее персонала новым процедурам.

Размеры и характеристика неурегулированной миграции: Оценить объем и состав неурегулированной миграции нелегко, поэтому улучшение сбора данных во всех соответствующих правительственных ведомствах является первоочередной задачей. В отличие от Европы или Северной Америки, недокументированная миграция или незаконное пересечение границ – относительно редкие явления, а в основном неурегулированный статус мигрантов возникает из-за пребывания в стране сверх разрешенного срока или трудоустройства без соответствующего разрешения. Среди проблем, возникающих в связи с незарегистрированным наймом на работу, отмечается недостаточная защита прав трудящихся-мигрантов по причине отсутствия письменных трудовых договоров (невыплата или задержки зарплаты, неограниченный рабочий день, нестабильные условия труда). Большое значение для выработки эффективных способов регулирования различных миграционных потоков имеет внедрение механизмов контроля трансграничных перемещений и механизмов обмена, анализа и использования этой информации в целях миграционной политики.

Укрепление потенциала для борьбы с неурегулированной миграцией: В целом страны Центральной Азии признают важность предоставления потенциальным мигрантам информации о законных возможностях трудоустройства и последствиях несоблюдения законодательства. Благодаря поддержке МОМ и правительств, в сотрудничестве с неправительственными организациями были открыты консультационные центры и горячие линии для мигрантов, проведены информационные кампании. Одновременно, государственные или независимые ресурсные центры для мигрантов могут помочь возвращающимся мигрантам в поиске работы или создании своего бизнеса на родине, где они смогут воспользоваться своими навыками, полученными за границей.

Обеспечение прав беженцев и лиц, ищущих убежища, путем профилирования и перенаправления на границах

Цель существования механизмов профилирования и перенаправления заключается в обеспечении на границах защиты беженцев и лиц, ищущих убежища, способствуя при этом решению вопросов государственной безопасности. Инструменты профилирования позволят соответствующим государственным инстанциям оценить потребности и степень уязвимости лиц, желающих пересечь границы. В случае выявления лица, нуждающегося в международной защите, механизмы перенаправления обеспечат данному лицу доступ к системе предоставления убежища. Данные процессы способствуют поддержанию непрерывного контакта лиц, ищущих убежища, с органами государственной власти, обеспечению их прав человека, а также предотвращению их попадания под неурегулированный статус. В случае, если потенциальные беженцы не смогут получить доступ к системам защиты и не будут иметь возможности для легализации их миграционного статуса, они, с большей степенью вероятности, останутся невидимыми для государственных структур.

Доступ к механизмам защиты: Один из вызовов, с которыми сталкиваются трудящиеся-мигранты в Центральной Азии, – это ограниченный доступ к существующим правозащитным механизмам для обеспечения и соблюдения их прав. Мигранты с неурегулированным статусом находятся в еще более уязвимом положении и вообще не имеют такого доступа. В отличие от Европы или Северной Америки, в Центральной Азии недокументированная миграция в форме незаконного пересечения границ – относительно редкое явление, а неурегулированный статус мигрантов в основном возникает из-за пребывания в стране сверх разрешенного срока или трудоустройства без соответствующего разрешения.  Среди проблем, возникающих в связи с незарегистрированным наймом на работу, отмечаются отсутствие доступа к механизмам защиты, невыплата или задержки зарплаты, неограниченный рабочий день, небезопасные условия труда, эксплуатация труда, жестокое обращение и торговля людьми и т.п. Неурегулированные мигранты боятся штрафов и депортации и поэтому не ищут защиты своих прав или не имеют к ней доступа. Различные правовые решения вопросов найма на работу, посреднических услуг при трудоустройстве и занятости не всегда предлагают достаточную защиту от злоупотреблений, а иногда вообще не находят отражение в национальном законодательстве.

Права мигрантов в международном праве:Несмотря то что, в международном праве нет всеобъемлющего правового инструмента, создающего основу для управления миграцией, действия государственной власти в сфере миграции сдерживаются, регулируются и направляются совокупностью международных правовых норм. Такие нормы, выработанные на основании межгосударственных отношений, переговоров и опыта из практики, закреплены в инструментах необязательного характера и многосторонних и двусторонних договорах, или стали частью обычного международного права. Эти нормы являются основой для совместного управления миграцией и отражают, в первую очередь, интересы государств и их граждан, а также межгосударственные отношения. Признание прав мигрантов и необходимость продвижения и защиты этих прав при осуществлении государственного суверенитета закреплены в учредительных документах МОМ с момента основания Организации. Конституция МОМ и некоторые решения Совета обеспечивают основу для участия МОМ в продвижении Международного миграционного права (ММП) в сфере всеобъемлющих структур управления миграцией.

Готовность к чрезвычайным ситуациям

Беря свое начало в Рамочном Механизме по Управлению Миграционными Кризисами (РМУМК) МОМ 2012 года, концепция «готовности к чрезвычайным ситуациям» включает в себя меры по управлению миграционными процессами до, во время и после кризиса, имеющего существенные последствия для мигрантов как внутри страны, так и за ее пределами. Сложные кризисы приводят к разнообразным схемам перемещения населения, в результате которых люди и пострадавшие общины могут стать более уязвимыми, возникают острые, долгосрочные проблемы в управлении миграцией. Миграционный кризис может наступить внезапно или медленно развиваться вследствие как природных, так и антропогенных причин, в локальном или трансграничном масштабе. Исходя из принципа, что Государства отвечают за обеспечение защиты и оказание помощи пострадавшему от кризиса населению, проживающему на их территории, с соблюдением международного гуманитарного права и прав человека, с помощью РМУМК Международная организация по миграции сможет оказывать поддержку своим Государствам-членам и партнерским организациям в реагировании на потребности в помощи и защите, которые испытывает пострадавшее от кризиса население, в том числе вынужденные переселенцы и международные мигранты, застрявшие в странах своего назначения/транзита. 

Рамочный механизм по управлению миграционными кризисами МОМ (РМУМК)

Рамочный механизм по управлению миграционными кризисами был разработан МОМ в течение 2012 года по запросу Государств-членов. В ходе 101-й сессии Совета МОМ, которая проходила 27-30 ноября 2012 года, Государства-члены МОМ единогласно приняли Резолюцию 1243, поддержав создание Рамочного механизма по управлению миграционными кризисами (РМУМК). РМУМК – это практический, функциональный инструмент, предназначенный для применения широким кругом различных учреждений в целях улучшения и систематизации той поддержки, которую Международная организация по миграции предлагает своим Государствам-членам и партнерским организациям для повышения их готовности к миграционным кризисам и наращивания потенциала реагирования на них.

Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: Цели в области устойчивого развития и миграция

С принятием Целей в области устойчивого развития (ЦУР) в сентябре 2015 года для Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, международное сообщество согласилось на цели приоритетного развития до 2030 года, на способы их достижения и на показатели для оценки успеха. Уже в начале 2000-х годов миграция была признана важным фактором развития, в частности в рамках Диалога высокого уровня по вопросам миграции (ДВУ) 2006 года, который определил основу для глобальных форумов по вопросам миграции и развития. В ходе второго, знакового ДВУ была принята декларация, признающая, помимо прочего, важность поддержки и защиты прав мигрантов. Это признается и в текущей Повестке дня для устойчивого развития после 2015 года с сильным акцентом на вопросах управления миграцией. В том, что касается путей достижения этих целей, многое зависит от внедрения положений международного права, которое предоставляет основу для разработки и принятия регионального и национального законодательства в области миграции. В частности, приобретают особое значение законы государств, регулирующие трудовую миграцию, статус трудящихся-мигрантов, их защиту, вопросов, связанных с борьбой с торговлей людьми, а также полномочия и ответственность государств в управлении миграцией.

 

Мероприятие проводилось в рамках программы МОМ «Реагирование на смешанные миграционные потоки в Центральной Азии путем наращивания потенциала», ” Фаза II (2015-2016),  финансируемой Правительством США (БНБМ США).

За дополнительной информацией просим обращаться  в Суб-региональный Координационный офис МОМ по Центральной Азии, контактный телефон: +7 7172 696 553 или  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Третья встреча высших должностных лиц
Алматинский процесс

Реагирование на смешанные миграционные потоки в Центральной Азии: мобильность населения, права уязвимых категорий мигрантов и беженцев и региональное сотрудничество
19-20 сентября 2016 года, г. Астана, Казахстан

Заключение Председателя Алматинского Процесса

1. Целью Третьей встречи высших должностных лиц (ВВДЛ) Алматинского процесса, озаглавленной «Реагирование на смешанные миграционные потоки в Центральной Азии: мобильность населения, права уязвимых категорий мигрантов и беженцев и региональное сотрудничество», стало укрепление потенциала государств-участников в поиске решений сложных проблем, связанных со смешанными миграционными потоками в Центральной Азии и регионе в целом, через обмен передовым опытом, анализ возникающих тенденций, выявление пробелов, выработку рекомендаций и предложение практических решений. В ходе встречи были также рассмотрены возможные решения для беженцев в Центральной Азии с обсуждением существующего потенциала, проблем и передовых примеров из международной практики, с помощью которых можно обеспечить соблюдение прав беженцев. Кроме того, в ходе встречи были подведены итоги и согласованы дальнейшие действия в Алматинском процессе под председательством Кыргызской Республики.

2. В работе встречи приняли участие национальные координаторы и высшие должностные лица государств-членов и государств-наблюдателей, в том числе Исламская Республики Афганистан, Азербайджанская Республика, Китайская Народная Республика, Исламская Республика Иран, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Исламская Республика Пакистан, Республика Таджикистан, Турецкая Республика и Туркменистан, а также представители Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) и Международной организации по миграции (МОМ), агентств ООН, других международных организаций и заинтересованных сторон.

3. Участники вновь подтвердили свои обязательства по обеспечению защиты лиц, ищущих убежище, и беженцев и оказанию им помощи, а также по обеспечению соблюдения прав всех мигрантов вне зависимости от их статуса, включая лиц в уязвимом положении. В настоящее время, когда случаются беспрецедентные вынужденные перемещения людей, государства-участники выразили свою убежденность в том, что надлежащие меры по управлению перемещениями людей должны учитывать не только гуманитарные аспекты и нормы международного права, но и необходимость создания условий для долгосрочного устойчивого развития с момента начала кризиса.

4. Участники признали, что Алматинский процесс был положен в основу межгосударственного диалога в регионе, отвечая на вызовы по защите беженцев и международной миграции с момента принятия Алматинской декларации в 2011 году и введения в действие Алматинского процесса в качестве регионального совещательного процесса в 2013.

5. Участники отметили сложность реагирования на смешанные миграционные потоки когда люди с различными мотивами мигрируют теми же путями, что и вынужденные мигранты, мигрирующие по экономическим причинам, странствующие мигранты, лица, находящиеся в уязвимом положении, в особенности жертвы торговли людьми, дети, оказавшиеся без сопровождения и разлученные дети, лица без гражданства, нелегальные мигранты, беженцы и лица, ищущие убежища. Не смотря на то, число мигрантов в смешанных потоках, находящихся в уязвимом положении огромно, только некоторым категориям из них предоставляется защита, в особенности беженцам и мигрантам, идентифицированным как «жертвы торговли людьми». Проблема в том, что границы между добровольной и вынужденной миграцией, между «беженцами» и мигрирующими по экономическим соображениям, размыты. Кроме того, нет четкой линии, которая отделяет жертву торговли людьми от многочисленных мигрантов, подвергающихся эксплуатации или различным злоупотреблениям. И проблема еще более усугубляется когда речь идет о нелегальной миграции и миграции при чрезвычайных ситуациях.

6. Государства-участники подчеркнули необходимость в реагировании на причины уязвимости мигрантов посредством постоянного улучшения действующего национального законодательства в соответствии с международными конвенциями и усиления регионального сотрудничества в целях обеспечения адекватной защиты всех категорий уязвимых мигрантов.

7. Государства-участники признали необходимость обеспечить соблюдение прав трудящихся-мигрантов через упорядочение процессов трудоустройства и более строгое соблюдение правил найма иностранцев работодателями. Государства-участники признали, что обеспечение соблюдения прав трудящихся-мигрантов – это ключевой фактор получения максимальной выгоды для экономики от трудовой миграции как отправляющей, так и принимающей страны.

8. Государства-участники особо подчеркнули важность предоставления способов легализации пребывания и трудоустройства отдельным группам иммигрантов и беженцам, находящимся на территории стран длительное время, а также заключения двусторонних и многосторонних соглашений о защите прав трудящихся-мигрантов и предотвращении и противодействии негативным явлениям, вызываемым неурегулированной миграцией.

9. Участники вновь подтвердили свои обязательства принимать меры по противодействию торговле людьми, эксплуатации и незаконному ввозу мигрантов через региональное сотрудничество и скоординированные действия. Страны-участницы вновь подтвердили свои обязательства в обеспечении благоприятного климата для трудовой миграции, в содействии уважению прав человека и повышении осведомленности с помощью информационных компаний для предотвращения торговли людьми. Они также подтвердили важность вовлечения мигрантских диаспор и неправительственных организаций.

10. Учитывая передовую международную практику, участники согласились продолжать свою деятельность в соответствии с ней и насколько возможно ускорить работу по улучшению национального законодательства и процедур идентификации, задержания, перевозки, содержания под стражей и выдворения/возвращения нерегулярных мигрантов из третьих стран, принимая во внимание и нужды наиболее социально незащищенных категорий населения.

11. Участники признали существенный вклад миграции в экономическое развитие. В особенности они подчеркнули значение денежных переводов для экономики стран, испытывающих высокий уровень эмиграции, при этом отметив, что необходимо принимать меры по упрощению денежных переводов при поддержке банков, и их дальнейшему
использованию на цели развития, например, инвестиции в образование и здравоохранение, при более тесном сотрудничестве между государствами.

12. Участники признали актуальность наличия «Региональных рекомендаций по вопросам выявления и перенаправления беженцев и лиц, ищущих убежище, на границах Центральной Азии», которые содержат адаптированные для Центральной Азии рекомендации по выявлению и перенаправлению лиц, ищущих убежище. Высшие должностные лица представленных стран-участниц положительно оценили данную инициативу и рекомендовали, чтобы страны обращались к данным рекомендациям при разработке правовых или политических документов, касающихся управления потоками вынужденной миграции в их страны.

13. Участники отметили важность достижения экономической самостоятельности и поиска решений по урегулированию проблем беженцев в Центральной Азии. А также признали, что в Центральной Азии еще не исчерпаны возможности дальнейшего изучения и потенциального применения соответствующих политических инструментов, включая миграционную политику и альтернативные возможности проживания беженцев, которые находятся в странах долгое время, в качестве эффективного решения проблем беженцев в регионе.

14. Участники согласились максимально усилить свою деятельность и укрепить готовность к чрезвычайным ситуациям, чтобы иметь возможность оперативно принимать более эффективные меры в ответ на вынужденные перемещения и смешанные миграционные потоки в чрезвычайных ситуациях, и приветствовали поддержку, предоставляемую УВКБ ООН и МОМ.

15. Участники вновь заявили о большом значении Алматинского процесса как регионального консультативного процесса для продолжения диалога и регионального сотрудничества в области смешанных миграционных потоков в Центральной Азии. Они одобрили возможность для обмена опытом в правовых реформах, а также достижениями в управлении миграцией.

Информагенство:

 

Интернет газеты:

 

Телевидение:

 

Чем мы занимаемся: