Стратегия МОМ в Центральной Азии

ВВЕДЕНИЕ

Стратегическое видение МОМ в Центральной Азии основывается на необходимости максимизировать выгоды от миграции с целью дальнейшего экономического роста и развития стран Центральной Азии. Для достижения этого видения, а также для выполнения основного мандата МОМ – продвижения гуманной и упорядоченной миграции - были определены следующие цели:
• Способствовать улучшению понимания многоаспектности миграции среди государственных служащих, сообществ и работодателей.
• Содействовать в создании эффективной системы управления миграцией.
• Продвигать и защищать права мигрантов.
• Способствовать снижению уровня бедности в странах Центральной Азии, как среди мигрантов, так и среди принимающих и посылающих их сообществ.
• Содействовать созданию необходимых условий для достойного труда и равных возможностей.
• Поддерживать стабильность в сообществах и интеграцию мигрантов в регионах, подверженных конфликтам.
• Содействовать людям в передвижении.
• Оказывать содействие в вопросах противодействия торговле людьми, включая предотвращение торговли людьми и защиту жертв торговли людьми.

ОСНОВНЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ В РЕГИОНЕ

Центральная Азия сталкивается со многими проблемами в области управления миграционными процессами, к которым относится экономическая, политическая и социальная напряженность во всем регионе. Ниже перечислены основные проблемы в области миграции в Центральной Азии:
• Межгосударственные диалоги по вопросам миграции не налажены на достаточном уровне, а также существуют трудности в гармонизации международных, региональных и национальных миграционных процессов.
• Неадекватные региональные и национальные миграционные политики, а также неразвитая нормативно-правовая база.
• Слабая координация и отсутствие механизмов сбора миграционных данных не позволяют правильно понять масштабы миграции.
• Недостаточное понимание миграционных вопросов среди государственных ведомств, а также неразвитый потенциал в управлении миграцией и границами.
• Неадекватная правовая и социальная база для защиты мигрантов, в частности их человеческих прав. • Широко распространенная трудовая и сексуальная эксплуатация мигрантов. 
• У Центральноазиатских государств недостаточно потенциала для увеличения выгод от денежных переводов мигрантов для экономического развития своих стран.
• Политическая нестабильность и подверженность региона стихийным бедствиям требуют все больше ресурсов для стабилизации в сообществах и сокращению рисков от стихийных бедствий.

ЕДИННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ ПОДХОД

Пять стран Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, тесно связаны между собой как исторически, так и культурно. Миграционные вопросы в этих странах также взаимосвязаны и имеют общую характеристику. Для того чтобы найти соответствующее решение этим вопросам, а также для поддержания экономического и политического сотрудничества между пятью государствами Центральной Азии, МОМ разработала региональный подход во главе с Координационным Офисом в Астане, Казахстан.
Для обеспечения слаженности действий и долгосрочной устойчивости, МОМ приняла единый управленческий метод в Центральной Азии. Это позволило повысить потенциал отдельных миссий МОМ в регионе в плане мобилизации финансовых ресурсов, оперативности, отчетности, прозрачности и профессионализма.
С помощью единого регионального подхода в Центральной Азии, МОМ удалось добиться конкурентного преимущества. Это преимущество появилось благодаря трем факторам. Во-первых, единая система управления повысила потенциал МОМ в регионе при минимальных операционных затратах. Во-вторых, МОМ сосредотачивается на командной работе. Миссии МОМ в регионе сотрудничают не только между собой в осуществлении региональных проектов, но и с другими миссиями, находящимися за пределами региона, в частности с Бюро МОМ в России. И, в-третьих, долгосрочное присутствие МОМ в регионе, позволило организации накопить широкий опыт. МОМ обладает обширными знаниями о программных, геополитических, культурных и социально-экономических тенденциях в Центральной Азии.
Региональное планирование программ МОМ способствует улучшенной координации и последовательности действий в межгосударственных вопросах и максимально расширяет присутствие Миссий МОМ на страновом уровне. В дополнение, присутствие МОМ в каждой стране Центральной Азии позволяет тесно и скоординировано сотрудничать с правительствами и гражданским сектором. Подобная координация способствует получению реальных и ощутимых результатов.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛОБАЛЬНАЯ МИССИЯ МОМ - 4

Стратегические направления МОМ

ВВЕДЕНИЕ - 7

Основная компетенция МОМ

Основные миграционные вызовы в регионе

Единный Центральноазиатский подход

СИТУАЦИЯ В РЕГИОНЕ - 11

Политический контекст

Экономический контекст

Социальный контекст

Экологический контекст

МИГРАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ - 16

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО - 17

ПРОГРАММНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ - 21

Миграция и развитие

Противодействие торговле людьми и помощь мигрантам

Техническое сотрудничество и управление границами

Перемещение мигрантов

Управление чрезвычайными ситуациями, снижение рисков стихийных бедствий и постконфликтная деятельность

ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ ТЕМЫ - 37

Государственное управление

Права мигранта

Развитие гражданского общества

Гендерные аспекты

Здоровье

МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ - 40


СКАЧАТЬ полную версию в PDF